арта сайта ¬ерси€ дл€ слабовид€щих

¬ице-президент ‘»ј‘ ѕетр Ѕагров: "√осфильмофонд - особо ценный объект культурного наследи€"

»рина  орнеева

"–оссийска€ газета", 24 июл€ 2016 года

–оссийский киновед, старший куратор √осфильмофонда –‘ ѕетр Ѕагров в Ћос-јнджелесе избран вице-президентом ‘»ј‘ - старейшей международной федерации киноархивов, объедин€ющей более 70 стран мира. –осси€ больше тридцати лет не участвовала в руководстве федерацией, а тут после столь долгого перерыва √осфильмофонд в лице его представител€ набирает абсолютное большинство голосов. ¬ интервью "–√" ѕетр Ѕагров рассказал, как хран€тс€ ленты братьев Ћюмьер, почему пленка надежнее цифры и что влечет за собой прин€тие поправок в «акон "ќб об€зательном экземпл€ре документов".

ѕетр, юридически федераци€ зарегистрирована во ‘ранции, штаб-квартира находитс€ в Ѕрюсселе, выборы проходили в Ћос-јнджелесе... ≈сли говорить о глобальных проблемах, которые сейчас сто€т перед всеми архивами мира?

ѕетр Ѕагров: ќдна из самых существенных - это вопрос цифры и пленки. ѕотому что надежного цифрового хранени€ не существует до сих пор. ≈го просто нет. ƒавно посто€нно и неоднократно провод€тс€ расчеты жизни кинопленки. ѕо прогнозам, при правильном хранении - это от п€тисот до двух тыс€ч лет. ѕон€тно, что мы этого еще не пробовали...

» сами не узнаем, хранитс€ ли кинопленка две тыс€чи лет...

ѕетр Ѕагров: Ќо то, что сто двадцать лет уже хранитс€, это точно. Ќегативы братьев Ћюмьер, созданные в 1895 году, в прекрасном состо€нии. ƒругое дело, что если мы будем хранить пленку плохо, то она может погибнуть и через двадцать лет.

„то касаетс€ цифры, то нет никакой гарантии даже на дес€тилети€, не то что на века.  рупнейшие голливудские компании, перейд€, было, одно врем€ на чисто цифровую продукцию, сейчас потихоньку возвращаютс€ к пленке. " одак" был на грани, практически банкротом, а сейчас они вышли из банкротства - к ним оп€ть обращаютс€ крупные голливудские фирмы, чтобы на пленке печатать и хранить страховые материалы.

’ранить фильмы на цифровых носител€х или сохран€ть пленку в век цифровых технологий - в мире чему отдаетс€ предпочтение?

ѕетр Ѕагров: ÷ифра, конечно, более удобна дл€ пользовани€, чем пленка. Ќо мой любимый пример: когда по€вились видеокассеты, то многие, исключа€ грамотных кинематографистов, считали, что решение найдено. ‘ильмы компактные, не занимают дес€ть роликов, одна кассета - будем хранить! Ќо качество было не то, сыпались они быстро, и очень скоро все пон€ли, что этими VHS пользоватьс€ невозможно. ѕотом было DVD - поцарапаешь, все, он у теб€ не работает. —ейчас те же проблемы с цифровым хранением. ќгромные массивы хорошего качества, которые много вес€т, нужно копировать с одного жесткого диска на другой, и делать это регул€рно, провер€€, чтобы ничего не потер€лось. ѕотому что ты уронишь, грубо говор€, жесткий диск, там что-то собьетс€, и всЄ - у теб€ кусок фильма утрачен. ј если ты уронишь пленку, можешь погнуть перфорацию, но ты ее подклеишь, и ничего не случитс€.

ƒа, все архивы мира сегодн€ получают цифру. » более того, цифру нужно хранить, если сам фильм создан только на цифре. ѕринцип архивиста - хранить все на оригинальном носителе: рукописи ѕушкина в рукопис€х, негативы в негативах, а цифру в цифре. “ехнологии улучшаютс€ посто€нно, но нужно думать и о долговечности.

—ейчас обсуждаютс€ поправки в ‘едеральный закон "ќб об€зательном экземпл€ре документов". ¬аше мнение?

ѕетр Ѕагров: ѕредлагаетс€ исключить из закона указани€ на то, кака€ именно копи€ дл€ какого именно носител€ сдаетс€ в киноархив. Ќадо полагать, видимо, не только в √осфильмофонд, но и в госархив кинофотодокументов в  расногорске, потому что игровые фильмы идут к нам, а документальные - в  расногорск. "¬ св€зи с тем, что нет заинтересованности, чтобы производители отечественных фильмов тратили деньги на что-то ненужное", то есть на кинопленку. ƒа, кинопленка - вещь затратна€. Ќо без вс€ких эмоций, и даже если мы забудем, что и мы, √осфильмофонд, и  расногорск - особо ценные объекты культурного наследи€, как Ёрмитаж и “реть€ковка, мы должны давать гарантию сохранности. ј гарантию сохранности на цифре дать никто не сможет.

¬тора€ обсуждаема€ вещь - предлагают исключить норму, согласно которой прокатные удостоверени€ на все фильмы выдаютс€ после сдачи фильма на государственное хранение - к нам или в  расногорск. Ёто приведет к тому, что у нас было в 90-х годах, когда многие фильмы или вообще не поступали на хранение, или поступали плохие копии, которые уже были в прокате. » сохранность фильмов первой половины 90-х годов после распада —оюза у нас почти така€ же плоха€, как и немого кино. ѕотому что такого закона не было...

ѕочему √осфильмофонд находитс€ в столь привилегированном положении и почему у него така€ высока€ репутаци€ в ‘»ј‘ - потому что с 48-го года, когда √осфильмофонд был создан, и по 91-й, мы действительно, за редкими исключени€ми, все игровое кино получали - даже запрещенные фильмы. Ёто огромна€ роскошь.

—ейчас в мире все к этому потихоньку приход€т. ¬ажно ведь не просто сохранить что-то дл€ галочки. —егодн€ утрачиваетс€ само представление о том, что такое сохранивша€с€ копи€. ћногие думают, что если фильм есть в »нтернете, то все, он сохранилс€. Ќо в таком качестве его нельз€ показать на большом экране. —охранность дает пока только кинопленка. ”же до того дошли в мире, что стали цифру записывать на кинопленку. ѕотому что триацетатна€, лавсанова€ и проча€ пленка все сохранит хорошо. ј жесткий диск может полететь. ƒаже очень большой.

 


ƒата создани€: 25.07.2017 13:59
ƒата изменени€: 25.07.2017 14:01
ќпубликовать в социальных сет€х:
ѕоследнее обновление на сайте: 14:26 12.10.2017